И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Мал. 4:6


Обычный день

Наша домашняя школа
Юлия Задорожная
Наша семья не относится к той категории людей, кто всё планирует заранее, поэтому мы придерживаемся более свободного графика обучения.  У нас пять (почти шесть ) детей.  Старшие, возрастом 11, 10 и 8 лет обучаются в домашней школе.  Малыши, возрастом  4 и 2 года пока только бегают хвостом за старшими, и скоро должна родиться малышка, которая будет требовать от мамы максимального внимания.
Любая мама маленьких детей со мной согласится, что редко успеваешь сделать всё, что запланируешь на день, когда в доме растут малыши.  Я давно убедилась на собственном опыте, что день редко движется по расписанию.   То же самое относится к домашнему обучению.  Я давно перестала требовать от детей занятий строго по графику.
Добавим сюда непредсказуемый график работы моего мужа – он truck driver или дальнобойщик, и мы никогда заранее не знаем, когда папа будет дома, а когда уедет – то можно понять насколько непредсказуемы бывают дни в нашей семье. 
Кстати, в этом оказалась вся прелесть домашнего обучения для нас.  Раньше, когда папа бывал дома, дети были в школе.  А на выходные, когда дети были дома, папа был в разъездах.  Поскольку в семье растёт четыре мальчишки, то папа им просто необходим. 
Сейчас же папа может спокойно забрать кого-то из старших мальчишек возрастом 10 и 11 лет с собой в поездки.  Когда дети учились в общеобразовательной школе, то мы об этом и мечтать не могли – ведь это пропуски занятий!!!  Хотя, если подумать в перспективе вечности, кто оказывает более важное влияние на становление ребёнка как личности: папа-христианин или чужой учитель неизвестных нам взглядов и понятий?
Теперь же в домашней школе мы для себя решили, что когда папа в поездках, мы  учимся по программе.  А в те дни, когда папа дома мы устраиваем себе выходной, бросаем уроки и проводим день вместе c семьёй.  Одинаковых дней не бывает, но мы все радуемся возвращению папы домой, а наша семья стала гораздо ближе. 
Но, вернёмся обратно к нашему учебному году и обыкновенному учебному дню:
1.  В Америке программ для домашнего обучения существует великое множество, на любую тему, в любом формате, для любого возраста.  Есть программы на дисках, которые заносятся в компьютер и используются всеми детьми по очереди.  Есть программы-школы через интернет, куда можно записать каждого ученика.  Есть стандартные программы общеобразовательных школ, которые дети могут изучать дома.  Есть программы христианские.   Есть аудио и видео классы.  Есть простые и более привычные нам  тетрадки, книжки и учебники.  Главное, чтоб у родителей было желание учить своих детей.  Если дети будут видеть, что папа с мамой сердятся, раздражаются и занимаются этим через силу и с неохотой, то кому будет интересна такая школа?
2.  Мы в семье пробовали интернет-программы, но предпочитаем более традиционный метода обучения по учебникам (textbooks) и тетрадкам (workbooks).   Хотя сейчас я присматриваю своим ученикам уроки истории на аудио-дисках – дети должны прослушать урок, а затем выполнить задания в тетрадках (workbooks).  Может в этом году мы попробуем это.
3.  Я никогда не приобретаю полную стандартную программу обучения для каждого ребёнка, потому что из опыта знаю, что половина книжек будет у нас лежать или же мы будем сражаться с ними со слезами.  Каждый учебный год я начинаю с трёх основных предметов: Библии, математики и английского языка.  Изучение Библии проходит у нас по разному, но по математике и английскому я заказываю детям стандартные программы, в соответствии с их возрастом и классом.  В английский язык входит чтение (reading), письмо (writing), грамматика (language arts or grammar), правописание (spelling) и чистописание (handwriting) для детей помладше.
4.  Каждый из детей так же ведёт свой дневник или журнал (journal), где каждый день я прошу написать одну страницу на определённую заданную тему.   Ошибки я не исправляю, но стараюсь больше хвалить и поощрять детей к письму.  Главное, чтобы они  научились в письменной форме выражать свои мысли.  А чем больше будут дети читать, тем грамотнее они будут писать и тем богаче будет их словарный запас.  Если в какой-то день  мы и пропустили задание в журнале, то ничего страшного.  Но, обычно, после каждой поездки, экскурсии или семейного события я обязательно требую описать это на бумаге.  Кто-то из детей сопровождает свои записи картинками, кто-то пытается писать стихами.  Главное, что они пишут и им это интересно.
5. В течение учебного года, я начинаю присматриваться к детям и постепенно добавлять интересующие их предметы.  Тому закажу книжку по истории про викингов, тому курс про первых поселенцев в Америке или аудио-диски о динозаврах и сотворении мира.  Кому-то тяжело даётся умножение и деление, и я вижу, что надо приобрести более углублённый материал именно на эту тему.  Бог даёт мудрости и помогает заинтересовать каждого из детей в процессе обучения.
6.  Я примерно проглядываю каждый учебник или книжку и определяю для себя сколько страниц ребёнок должен выполнять каждый день – где одну, где две, где три.  Дети заранее знают, какой объём работы из какого учебника от них требуется.   Если день выдался занятым, мы что-то не успели или куда-то поехали, то ничего страшного.  Для меня не важно, закончим ли мы определённый учебник в марте или в мае.  Когда я вижу, что какая-то книжка или тетрадка (workbook) подходят к концу, то начинаю подыскивать ребёнку что-то другое на смену.  Т.е. у нас в семье программа составляется по мере обучения в течение года.  Мы мало что заказывем на год вперёд.
7.  У каждого из детей есть папка, в которую я каждый вечер вырываю и складываю  листочки с заданиями из workbooks.  Бывают просто книжки-учебники (textbooks), которые мы используем целиком, но бывают и тетрадки с отрывными листами (workbooks), которые я и складываю детям в папку.
8.  Каждое утро дети берут у меня на столе свою стопку из учебников, тетрадок и папки с заданиями.  Кто-то приступает к урокам сразу, кто-то попозже.   Я не требую, чтобы дети выполняли работу строго в определённое время.  Главное, чтобы к вечеру все уроки лежали у меня на столе на проверку.  Один ребёнок предпочитает выполнить всё с утра и быть потом свободным.  Другой ребёнок более творческий.  Он с утра что-то лепит, клеит, мастерит и принимается за уроки только к обеду.  Третий ребёнок предпочитает выполнить несколько страниц по математике на завтра уже в постели перед сном, чтобы на следующий день было меньше работы :)  Если кому-то что-то непонятно, дети приходят ко мне.  Я объясняю непонятный материал и ребёнок продолжает работать самостоятельно. 
(Для себя я усвоила, что чудо-программ не бывает.  Мама ДОЛЖНА выделять время, чтобы объяснять детям непонятный материал.  Большинство заданий написано очень простым языком, доступным и понятным ребёнку, но домашняя школа – это не самообучение, где ребёнок, особенно помладше, делает всё сам без помощи взрослых.   Родители являются учителями и не должны отказываться от своих обязанностей).
9.  Где-то после обеда дети сдают мне свои уроки на проверку.  Я проглядываю работу (иногда сама, иногда вместе с рядом сидящим ребёнком, ну и, естественно, с малышами-карандашами вокруг :), но ошибки не исправляю, а просто обвожу красной ручкой.  Потом я прошу, чтобы дети исправили все свои ошибки самостоятельно, и к вечеру вся стопка из учебников, тетрадок и папки с исправленными заданиями должна лежать у меня на столе.
10.  Перед сном я стараюсь ещё раз проглядеть детские папки, достать и убрать в сторону выполненные и исправленные листы и вложить в папку новые задания на завтра. 
11.  А на утро всё повторяется снова: дети берут свою учебную стопку из учебников, тетрадок и папки с отрывными листками-заданиями и принимаются за работу.  Если кому-то что-то непонятно, то я объясняю.  После обеда я проглядываю работу, отмечаю ошибки, дети их исправляют, и к вечеру все выполненные и исправленные задания должны лежать у меня на столе.
12.  Бывает в течении дня мы вместе вслух читаем Библию, бывает дети читают её самостоятельно, бывает мы слушаем Библию на дисках.  Бывает мы собираемся вокруг обеденного стола и что-то вместе мастерим, или лепим, или рисуем.  Бывет куда-то уезжаем.  Бывает дети собираются вокруг мамы на кровать и я читаю им вслух.  Одинаковых дней в домашней школе не бывет.  Но Бог живёт с нами, а это главное. 
13.  Бывает я не всегда успеваю проверить уроки в тот же день, но в этом нет ничего страшного.  Дети так и продолжают работать по своим тетрадкам и учебникам, а потом исправляют все ошибки сразу, когда мама доберётся до проверки.
14.  Поскольку все дети целый день находятся дома, то у нас собирается гораздо больше стирки, посуды и уборки.  У каждого ребёнка есть своя работа по дому на каждый день недели: кто-то дежурит на кухне, кто-то в зале, кто-то в столовой или школьной комнате.  Дети знают, что каждый день они должны выполнить свои уроки и работу по дому, после этого они свободны заниматься другими делами, гулять, играть, читать и пр.
15.  По закону нашего штата, дети должны обучаться в домашней школе 172 дня в году, примерно 4 часа в неделю и родитель должен отмечать посещаемость детей.  Каждый год я завожу календарь на каждого ребёнка и отмечаю каждый день, что ребёнок провёл дома в школе.  Как только за год набирается  172 дня – у нас начинаются каникулы. 
16.  Я решила заводить отдельный календарь на каждого ребёнка т.к не всегда все трое  из них вместе учатся дома.  Бывает, кто-то болеет, кто-то гостит у бабушки с дедушкой, кто-то отправился с папой в поездку (хотя это тоже можно зачесть в счёт домашнего обучения т.е экскурсии в соседний штат :)
17.  В те дни когда наш папа бывает дома, мы бросаем все уроки и устраиваем себе внеочередной выходной, проводя время дома семьёй или отправляясь куда-то все вместе.  Бывает папа забирает кого-то из детей с собой по делам, а кто-то остаётся дома с мамой и делает уроки.  Одинаковых дней не бывает.
18.  Это не значит, что дети должны просиживать ровно 4 часа по закону за учебниками.  Экскурсии, поездки, чтение художественной литературы, помощь маме на кухне или папе в гараже тоже идут в счёт домашнего обучения (нет, они не заменяют собой математику или грамматику, но дополняют необходимое время обучения). 
19.  На сколько это возможно в семье с маленькими детьми, мы стараемся периодически выбираться в библиотеку, на экскурсии в музеи, ботанический сад, зоопарк и пр.  Это тоже идёт в счёт нашего домашнего обучения.  Как говорится,  лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.   Одна поездка в ботанический сад научит детей большему, чем несколько сухих параграфов из учебника по ботанике.
20.  Поузнавайте, какие образовательные программы для детей проводятся в вашем районе, городе, штате.  Вы будете удивлены, как много интересных занятий проходит вокруг.  Большинство библиотек проводит бесплатные занятия для детей разного возраста.  Национальные парки проводят классы  для детей о природе, птицах, животных и пр.  за минимальную плату.   Плюс, в каждом национальном парке есть свой музей.  Например, мы узнали, что в национальном парке недалеко от нашего дома располагается птичья обcерватория.  Там же организованы программы специально для детей из домашних школ.  За несколько этих классов  детвора узнала (и запомнила!) о птицах больше, чем из любого учебника по зоологии за целый год.   Каждый год в нашем штате проводятся бесплатные дни в различных музеях, ботанических садах и зоопарке.  В эти же дни, на парковках данных заведений, можно увидеть несколько школьных автобусов, потому что детей общеобразовательных школ тоже стараются периодически вывозить на экскурсии, однако в семье это можно делать гораздо проще и чаще. 
21.  Если вы будете стараться сохранить своих детей, то Бог не оставит вас и откроет все необходимые двери.  Наша семья пережила это на собственном опыте.  Как бы тяжело и страшно домашнее обучение не звучало в начале, но мы каждый день видим, что Бог с нами и Он действительно даёт мудрости и помогает нам учить своих детей дома!  Пусь вся слава принадлежит Ему, а все недостатки и промахи мы берём на себя :)