И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Мал. 4:6


Свидетельства

Самая лучшая из профессий  
Юлия Задорожная 
http://pomoshnitsa.blogspot.com/
Я христианка, жена и мама, помощница своего замечательного мужа, с которым мы вместе растим пятёрку детворы: четыре сыночка и лапочку-дочку. Я радуюсь жизни и семье, которую Бог подарил мне. Раньше работала архитектором, но семь лет назад сменила карьеру на профессию мамы, о чем ничуть не жалею.  Наша семья живет в США.
Меня часто спрашивают, как я справляюсь с детьми возрастом 1, 3, 7, 9 и 10 лет, учитывая то, что ни я, ни муж в большой семье не росли? Сразу оговорюсь, что я не идеальная мама, но за последние десять лет Бог многому учил меня в воспитании детей. 
Во-первых, это МОИ дети и я ИХ мама. Я не нянечка и не воспитательница в детском саду. Между мной и детьми совершенно иная гармония отношений, чем между посторонними людьми. Мы - одна семья. В семье мы учимся миру, радости, любви. Конечно, бывают слёзы и обиды, ссоры и драки (особенно между мальчишками). Но наши дети знают, что они приносят нам радость, они для нас самые лучшие, и мы их любим. Попробуйте, спросите любого ребёнка: "Ты знаешь, что папа и мама любят тебя?" По ответу ребёнка вы сразу сможете определить отношения в семье. У одного лицо засветится радостью, он засмеётся и скажет: "Конечно знаю! Папа и мама любят меня." А у другого вы просто встретитесь с пустым взглядом. Он не понимает о чём идёт речь. Он не понимает вашего вопроса. Он даже и не помнит, когда мама и папа говорили ему об этом. Конечно, мы все любим своих детей, и подразумеваем, что дети это знают. Но детям необходимо об этом ГОВОРИТЬ. Очень легко начать ребёнка ругать и напоминать ему о его недостатках: вот ты такой-сякой опять разлил молоко на стол! Но часто мы, взрослые, настолько заняты суетой и делами, что забываем говорить детям, насколько сильно мы любим их.
А сколько раз говорится в Библии о любви Бога к человеку! И нам приятно это слышать, не правда ли? Мы все — дети Бога, и Отец Небесный не скрывает Своей любви к нам. Он не стесняется своих чувств по отношению к человеку, в то время как нам, взрослым, иногда неудобно снизойти до уровня своего ребёнка и признаться в нашей к нему любви.
Во-вторых, у нас в семье не детсадовская группа, где все дети одинакового возраста. У нас старшие помогают младшим, а младшие с удовольствием играют и бегают хвостом за старшими. У нас же не сразу в один день пять детей, бух, и появилось, с которыми не знаешь что делать. Мы все в этой жизни чему-то учимся. Учатся и дети, учатся и родители.
Конечно, как и в любой семье, случаются плач, и слёзы, и капризы. Но каждая мама несет вахту 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, служа своей семье и посвящая себя воспитанию детей. Здесь нет перерыва на обед, и нормированного рабочего дня с 9 до 6 просто не существует. А на какой работе не устаёшь? Где не бывает никаких проблем? Даже если день и выдался тяжёлый, то всё равно знаешь, что это явление временное. А плач и слёзы, и капризы сменят смех и радость. Зато у нас шумно и весело, каждый день новые приключения. О профессии мамы, нелёгкой, но самой лучшей из профессий, думаю, можно говорить без конца, не правда ли?

Родилась я в 1976 г. в России, в городе Новосибирск в самой обыкновенной советской семье, где ничего не знали о Боге.  Я бы не сказала, что папа и мама были ярые атеисты, которые отвергали Бога и доказывали, что Его нет.  Родители были просто «незнающие» люди, как и сотни тысяч советских семей тех времён.   

Наша семья позже жила в Магадане, потом в Кишинёве.  Когда мне исполнилось 10 лет, мы переехали в Тынду – столицу Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и своё сознательное детство я провела там.

Приехала в США в 1992 году в возрасте 16 лет.  Десять классов закончила в России, а 11 и 12 в Америке.  В 90-е годы распространилось движение дружбы «городов-побратимов». Наша Тында стала «городом-побратимом» с г.Уэнетчи, шт. Вашингтон в США, и между городами был организован обмен студентами.  Летом группа американских студентов приезжала посмотреть БАМ, а на учебный год два-три школьника из Тынды отправлялись учиться в Америку. Программа по обмену студентами просуществовала не более 5 лет, т.к. из всех отправленных студентов мало кто вернулся обратно в Россию.  Так я оказалась среди студентов, приехавших в Америку на обучение.

Я очень слабо владела языком, жила в американских семьях с которыми практически не могла общаться из-за отсутствия элементарных языковых навыков.  Каждые три месяца, только привыкнув к одной семье, я  должна была переезжать в другую, - таковы были условия программы по обмену студентов на те времена.  Семьи были разные, в каждой были свои проблемы, свои понятия, свой образ жизни.  Это был один из самых мрачных и тяжёлых периодов моей жизни.  Я часто ночами плакала и мечтала вернуться домой.

Но вдруг свет воссиял во тьме - в школе познакомилась с одной русской девочкой, Ниной Кудашкиной, которая сказала мне, что она верующая.  Может это звучит и странно, но за свои 16 лет жизни в России я никогда слова «верующие» не слышала.  Оно просто отсутствовало в моём лексиконе.  Я понятия не имела, что это за люди и откуда они вообще взялись.  Помню, в то время я позвонила домой маме и сказала, что познакомилась с одной русской девочкой,  а потом с недоумением добавила: «но она, правда, какая-то верующая».    

Я подружилась с Ниной, а так же с её братьями и сёстрами, а многодетная семья Кудашкиных из Черногорки стала для меня в Америке родной.  Семья, в которой росло 7 детей, являлась для меня одним большим чудом, и я не переставала смотреть на них широко расрытыми удивлёнными глазами.  Я полюбила этих простых людей и очень много времени проводила с ними, а они, в свою очередь, светили мне светом.  Больше всего меня поразило то, что они никогда не навязывали своих понятий и ничего не доказывали мне.  Во мне жил дух противодействия, и чем больше бы меня толкали в одну сторону, тем сильнее бы я упиралась и шла в другую.  Несколько раз меня приглашали на собрание, но я вежливо отказывалась, продолжая дружить с Ниной.  Если в доме собиралось молодёжное служение, то я просто молча уходила. Все же однажды каким-то образом оказалась я на собрании. Но, увы, совершенно ничего не поняла даже не знала, кто такой Давид, а уж имена из Ветхого Завета были для меня сплошным тёмным лесом), поэтому с половины служения просто вышла в коридор.    

Помните: «Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово». Так вот, общаясь с семьёй Кудашкиных, я не понимала ничего, касающегося Библии, но внимательно читала жизнь этих людей.  

В 1994 году поступила в Королевский Колледж города Шарлотт, штата Северная Каролина, а эта верующая семья переехала в Колорадо. С Ниной мы продолжали общаться. У меня в Америке кроме нее не было ни одной родной души.  Были друзья, но у всех были братья, сёстры, родители, семьи.  Я же была совсем одна, очень страдала от одиночества, и поэтому всей душой тянулась к Нине. 
                             
В 1996 году, я приехала к Нине в Колорадо на весенние каникулы, во время которых познакомилась со своим будущим мужем Александром (хотя тогда я ещё не знала, что через пару лет удостоюсь чести стать женой этого замечательного человека). А он дружил с семьёй Кудашкиных, еще с 1987 года, когда они в числе верующих беженцев-пятидесятников из бывшего Советского Союза вместе проживали в Италии.   

Мы с Александром жили в разных штатах, поэтому общались только по телефону.  Я очень много расспрашивала о Боге, задавала вопросы, а Саша мне, не спеша, по телефону всё растолковывал.  Мы говорили о написанном в Библии часами.

О всём, что узнала нового о Боге, я пересказывала своим соседям, молодой супружеской паре из Беларуси.  У нас очень забавные получались вечерами на кухне беседы, потому что ни я, ни они совершенно не знали Библии.  Когда возникали новые вопросы, я снова задавала их Саше, он опять по телефону всё неспеша растолковывал, а я опять пересказывала полученную информацию друзьям. И Бог так чудно всё устроил, что в 1998 году я покаялась и вышла замуж. Вместе со мной, в один день приняли крещение и мои родители, которые тем летом приехали в Америку.  Как и написано: «Спасёшься ты, спасётся весь твой дом». А ровно через год покаялась и та семейная пара, которой я пересказывала услышанное от Саши. Вот так стремительно развивались события.  Мы сами не успевали удивляться. Такое мог совершить только Бог!

Мой муж относится к той редкой категории людей, которые мало говорят, но много делают.  Он – не многословен, не выражается длинными и красивыми фразами.  Он служит людям своими делами и светит этим светом ярче всяких слов.  Бог знал, чего мне так недоставало, когда сделал меня помощницей этого замечательного человека, с помощью которого я возрастала в вере.

В декабре 1999 г. я окончила университет по специальности архитектор.  А в феврале 2000 г. родился наш первый ребёнок.  В 2002 г. - второй.  В 2006 г. родился третий, и мы еще усыновили нашего старшего сына из Хабаровска.  В 2008 г. родился самый младший.  По окончании учёбы, я работала в архитектурной фирме, где проектировала школы.  Но после рождения второго ребёнка сменила карьеру на профессию мамы, о чём ничуть не жалею.  В современном обществе, к сожалению, недооценивают служения семье: мужу и детям.  Но я решила оставить карьеру и полностью переключить свои силы, время и внимание на тех, кого люблю и ценю гораздо больше профессиональных достижений.

Иисус учит собирать сокровища на небесах.  Я искренне верю, что души наших детей – это единственное наше сокровище, которое потом будет пребывать с нами в вечности.  Все остальное останется на земле.  Служение моей семье и детям стоит превыше служения понятиям этого мира (в смысле карьеры и профессиональных достижений).  Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, но душе своей навредит?  И какая польза человеку, если он достигнет всех званий и почестей этого мира, но потеряет души своих детей для вечности?  Или мы напрасно поём: «Чтобы в вечности мамы увидели всех сыновей своих и дочерей»?

Признаюсь честно, что воспитание детей остаётся для меня задачей не из лёгких.  Ведь я росла в семье, где не знали Бога.  А теперь своих детей я должна воспитывать в учении и наставлении Господнем. А как это делать, когда меня так никто не воспитывал? Без мудрости свыше здесь не обойтись. Я в молитвах всегда прошу: «Господь, я несу ответственность за своих детей. Пожалуйста, дай мне мудрости воспитать их».

Одна многодетная мама очень метко заметила, что воспитание детей похоже на выращивание помидоров. Насколько мы знаем, выращивание помидоров – это хлопотливое занятие. Возле них надо постоянно трудиться, пасынковать, подвязывать, поливать и пр. Мы не можем просто встать над помидорной рассадой, махать руками и громко кричать до тех пор, пока на ней не появятся красивые красные плоды. То же самое и с детьми. Крик не сработает. Над сердцами детей надо трудиться. Не зря воспитание детей называется "трудом", а не каким-то там развлечением в свободное от работы время. Ни для кого из верующих не секрет, что Царство Божие усилием берётся.

Дети должны знать, что родители их любят. Я всегда своим детям говорю: вы именно такие детки, о которых мы с папой всегда мечтали. Бог выбрал на небе самых лучших деток и послал в нашу семью. Почему я хочу это сказать? Если дети знают, что мы их любим, они справедливые наказания и строгость от нас воспринимают тоже как проявления любви и заботы. Бог нас любит, но Он нас наказывает, и мы соглашаемся с этим, ведь вся Библия говорит о любви Бога к человеку. Наказание не принесёт пользы без любви. Все родители совершают ошибки. Совершали ошибки наши папы и мамы, воспитывая нас. Совершаем ошибки и мы, воспитывая своих детей.  Но если дети знают, что папа с мамой их любят, то они не озлобятся и сумеют нас простить.  Любовь покрывает множество грехов (и промахов в воспитании тоже).

Я думаю, лучшее, что мама может сделать для своих детей в христианских семьях, это любить отца детей, уважать его и учить детей тому, что их папа хороший и самый лучший.  Если дети будут любить и уважать папу, то они будут любить и Бога, Которому служит их папа, и маму, а в семье будут царить мир и порядок. Все, что мы хотим видеть в своих детях, мы прежде всего должны видеть в себе.

Как-то наш служитель, брат Михаил Швец, отец 13 детей, посоветовал молодым мамам не пугать детей отцом, мол, вот папа с работы придёт, он вам даст, я ему всё расскажу. И действительно, во многих семьях существует такая тенденция, что бедная-несчастная мама изнемогает, дети ей на шею сели и единственный метод справиться с ними – это напугать их отцом. Правильно ли это? Мама должна прививать детям почтение и  уважение к отцу. Они должны с радостью бежать и встречать папу с работы, а не прятаться по углам, от того, что отец им сейчас всем задаст. В большинстве случаев, мама сама может разобраться в течение дня с детьми и наказать виноватых. Незачем для этого ждать прихода отца и омрачать радостную встречу. Папе надо всё рассказать, но зачем же использовать его в качестве устрашающего орудия для воспитания?

Я очень люблю читать, но не очень доверяю множеству профессиональных книг на воспитательные темы. Советы давать легко, особенно, когда они касаются чужих детей. А вот попробуй проживи по прочитанному! Все семьи разные, люди разные, дети и родители тоже разные.  Ни один специалист в области воспитания не сможет заменить ребёнку такую дорогую и родную маму. И ни один профессионал в области детского развития не знает сердце ребёнка так хорошо, как мама. Самый лучший совет может дать та мама, которая сумела воспитать детей в Господе. В Америке издаются книги многодетных мам-христианок, которые я читаю с удовольствием и набираюсь опыта. Когда мы усыновили нашего сына, меня приободряли статьи и книги Майкла и Деби Пёрл.  Некоторые их работы я позже перевела на русский язык.  Это родители-христиане, которые придерживаются традиционных взглядов, так непохожих для современного общества.  Они воспитали пять детей.  Все члены церкви.  У всех счастливые семьи. 

У меня была очень близкая школьная подруга Алла, девочка из неблагополучной семьи. Папа их бросил, мама страдала от алкогольной зависимости. Личная жизнь у девчонки не сложилась. Все эти года мы с Аллой переписывались. Когда я пришла к Богу, то стала молиться и за подругу, зная её нелёгкую жизнь. Со временем мы нашли в Хабаровске верующую сестру, которая стала посещать Аллу, пригласила её на собрание. Моя подруга покаялась. Но через некоторое время в результате несчастного случая утонула в речке. Её единственный сын, которому было тогда 5 лет, оказался в детском доме, потому что папа ребёнка сразу «испарился», а бабушка с дедушкой отказались воспитывать внука.  Это был 2004 год, у нас с мужем уже было двое детей, но мы решили взять к себе и Сашу. Однако международный процесс усыновления занял два года. Когда мы поехали Сашу забирать, у нас уже был трехмесячный малыш.

В Америке усыновленный нами Саша два с половиной года проучился в общеобразовательной школе, но с ним там никто не мог справиться.   Ребенок приехал из детского дома, куда он попал не от хорошей жизни. Такие дети очень нервные, эмоциональные.  Никто в школе не знал, что делать с Сашей.  Ни один специалист не мог с ним совладать.  И через пару лет совместных мучений, в феврале 2009 г., мне в школе сказали так: вы приходите и сидите с ним рядом в классе, — у нас нет иного выхода. У меня было двое малышей дома, ну куда ж мне их определять, чтобы с Сашей в школе сидеть? И мы с мужем решили обучать Сашу дома. Мы уже знали, что домашнее обучение разрешено в Америке. Мы решили попробовать и посмотреть, что получится. И получилось настолько хорошо, что двое следующих наших детей мы сейчас тоже обучаем дома. Сначала я, конечно, очень боялась и переживала, что не сумею дать детям необходимых знаний.

Но Бог нас не оставляет и даёт мудрость. Меня поддержала одна мама-американка, рассказав, что они с мужем решили, что пусть они выучат дома не самых умных, но знающих Бога детей, чем получат из современной школы умных детей, которым не нужен Бог. Я думала, что заберу из школы детей, буду читать с ними Библию, учить стишки. Все это хорошо, но знаете что получилось? Раскрылись сердца детей. Самый проблематичный Саша стал гораздо спокойнее и покладистее. И дети чудесным образом просто изменились. Когда они ходили в школу, то стремились занять достойное место в классе, подстроиться под одноклассников, — влияние сверстников было сильнее влияния родителей. И какая бы примерная семья не была, если дети проводят восемь часов в школе, то родители за четыре часа, что остались дома, никак уже не переделают эти восемь часов.  Сверстники становятся авторитетом. Когда дети оказались дома, то, к моему счастью, авторитетом стали родители, лучшими друзьями им стали папа и мама. И со своими проблемами, переживаниями дети стали приходить к нам. Они стали рассказывать, о чем мечтают, размышляют. Когда они учились в школе, этого вообще не было, детские сердца для нас были закрыты. И это то, чего я даже на ожидала. Я считала, что все дети идут в школу, там у них сверстники, учители, и, само собой разумеется, что родители больше не являются авторитетом. Дети учатся на примере своих сверстников-одноклассников или же на примере родителей.  Так чей пример лучше?

Один папа, который также обучает своих детей дома, сделал очень меткое наблюдение, которое запало мне в память. Он сказал, что Иисус Христос потратил три года жизни, чтобы воспитать 12 учеников. И эта горстка людей впоследствии изменила весь мир. Вы представляете, что будет, если мы полностью посвятим 15-20 лет своей жизни надлежащему воспитанию детей, которых Бог подарил нам!

Существует ошибочное мнение, что обучающиеся в домашней школе дети растут будто бы в каком-то инкубаторе, полностью изолированные от этого мира и неприспособленные к жизни.  Позвольте мне не согласиться с этим.  В инкубаторе оказываются наши дети, попадая в общеобразовательную школу.  Там всех детей одинакового возраста распределяют по одинаковым классам и они изо дня в день сидят в одинаковых четырёх стенах, учась по одинаковой для всех программе.  В это время дети из домашних школ бывают с мамой в магазине, аптеке, банке, на почте.  Ходят в парк и на речку (там тоже можно читать учебники и делать уроки).  Собираются с другими семьями и ездят в музеи или на экскурсии.  Ведь мама же сама не сидит целыми днями в своём домашнем инкубаторе, — она вполне приспособлена к жизни, и умело обучает этому своих детей. 

В Америке христиане испытывают много искушений и иногда проигрывают, терпят поражения. Но домашнее обучение – это то сражение, в котором верующие одерживают победу. В этом отношении здесь свобода, но в каждом штате есть разные законы, касающиеся домашнего обучения. В Колорадо, например, родители должны отмечать посещаемость детей и обучать их 172 дня в году по 4 часа каждый день.  По окончании 3, 5, 7, 9 и 11 класса дети должны в письменном виде сдать экзамен, который можно отправить по почте в специальное учреждение, которое проверит его и пришлёт вам по почте оценку.  Все продумано до мелочей. 

Я стала общаться с другими семьями, обучающими детей дома, и отказалась от установки, что ребенок должен сесть за парту и просидеть за партой ровно четыре часа в день. Дети учатся везде и всегда. Когда они с родителями читают, когда они на кухне, когда они играют, когда они с папой на прогулке. У меня муж — водитель, так мальчишки с папой на работе делают для себя очень нужные им открытия...

Например, папа часто берёт кого-то из старших мальчишек в поездки.  Они ещё географию не проходили, но уже выучили на карте все штаты Америки.  А кто сказал, что этому надо учить только в определённом классе, за партой, на определённом уроке?  Как я могу учить своих детей, сидя в доме своём, «и идя дорогою, и ложась и вставая», когда с утра пораньше поскорее выставляю их за дверь в школу и потом опять вижу только через восемь часов, уставших и замкнутых?

Мы не можем каждого ребенка вписать в школьный стандарт. По себе знаю, что в детстве любила рисовать, читать, но мне никогда не давались ни физика, ни химия. Я старательно отсидела на этих предметах положенные стандартные часы за партой, но до сих пор ничего в них не понимаю. Когда ребенок дома, родители могут индивидуально подстроить программу под ребенка. Они видят его наклонности и знают, на каких предметах лучше сделать упор, какие способности заложены в ребёнке Богом. Я думаю, что если бы в свое время больше рисовала или писала сочинения вместо физики и химии, то от этого было бы больше пользы. Бог создал нас разными, т.е. одни лучше читают, другие лучше пишут, третьи считают... Кстати, несколько президентов США тоже обучались в домашней школе. 

В США проводится очень много конференций, семинаров, публикуются книги, программы, издаются журналы на тему домашнего обучения. Но главное не материал, а мудрость, данная свыше. Как-то к нам в церковь приезжал один пожилой брат. Его родители бежали в Китай из России после большевистского переворота в 1917 году, и он сам родился в Китае. Потом семья переехала в США. Но этот брат блестяще владеет русским языком. В то далекое время в Китае не было ни программ по русскому языку, ни учебников, ни семинаров. Но у родителей была русская Библия, по которой ребёнка учили читать и писать.  Если бы я лично не слышала свидетельство этого брата, то может быть и не поверила, что русским языком можно было в совершенстве овладеть в Китае без специальных учебников.    

И в заключении добавлю, что как и всем нам, мне периодически приходится встречаться с новыми людьми и, обычно, во время знакомства звучит подобный вопрос: «А чем ты занимаешься?».  Последние семь лет я даю один и тот же стандартный ответ: «А я – мама», - и сразу же ловлю на себе понимающие и сочувствующие взгляды, мол, бедная-несчастная, без специальности, без образования застряла дома с детьми, да пелёнки целыми днями стирает... Тогда я невозмутимо продолжаю свою мысль и даю более подробный ответ на заданный вопрос: «В своё время я закончила университет по специальности архитектор, проработала в архитектурной фирме, проектировала школы, но после рождения второго ребёнка сменила род занятий и стала профессиональной мамой». Тогда понимающе-сочувствующие взгляды моих собеседников сменяются на изумлённо-недоумённые, мол, странная она какая-то, со специальностью и образованием засела дома с детьми, да пелёнки целыми днями стирает...

Да, пелёнки стираю... Но не только их... И не целыми днями... Есть ещё штаны, носки, футболки... А ещё у меня есть Бог, любящий муж, детские сердца, теплые ладошки, нежные объятия и многочисленные поцелуи малышей...

На данном этапе своей жизни я определила приоритеты и решила покинуть работу прежде, чем дети покинут меня. А там время покажет. Не модно? Не современно? Может быть. Но я глубоко уверена в том, что ни одна женщина не найдёт удовлетворения в жизни, если будет пытаться переделать природу своего призвания и назначения, отказываться от данной Богом роли помощницы мужа и мамы своих детей.

Продолжающая совершенствоваться в профессии жены и мамы, Юлия Задорожная, США --- http://pomoshnitsa.blogspot.com/